Структурный и факторный анализ прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг на ЧУПП «Прометей»

Страница 1

Прибыль как экономическая категория характеризуется рядом показателей. Прибыль от реализации характеризует эффективность основной деятельности и составляет, как правило, наибольший удельный вес в сумме общей прибыли предприятия. Операционные доходы и расходы характеризуют результат от совершения отдельных операций, не относящихся к видам деятельности предприятия. Внереализационные доходы и расходы характеризуют финансовый результат определенных фактов хозяйственной жизни, как правило, непосредственно не связанных с основной деятельностью предприятия. Прибыль за отчетный период (прибыль до налогообложения) характеризует общий финансовый результат предприятия.

Обязательным инструментом анализа показателей финансовых результатов является «вертикальный» анализ. Он позволяет получить ответы на вопросы об изменении структуры финансовых результатов и определить влияние каждой позиции на результат в целом [13,с.94].

При вертикальном анализе, или анализе структуры необходимо дать оценку удельному весу отдельных составляющих прибыли в величине прибыли отчетного года. Однако при проведении анализа структуры финансовых результатов некоторые экономисты за 100% принимают размер прибыли отчетного года, а некоторые размер выручки. Рассмотрим и те, и другие показатели.

При рассмотрении доли показателей прибыли в прибыли отчетного года были получены следующие результаты (приложение Н).

По сравнению с 2008 годом доля прибыли от выполнения строительных работ снизилась на 6,71 процентных пункта, хотя в абсолютном выражении прибыль увеличилась на 3377 млн р., это объясняется тем, что в 2010 году увеличилась доля прибыли от внереализационных доходов. Положительным фактом является увеличение доли прибыли от выполнения работ в прибыли 2010 года по сравнению с 2009 годом: ее удельный вес увеличился на 6,21 процентных пункта, что свидетельствует о приоритетности основной деятельности, за счет которой и формируется чистая прибыль.

На 2,15 процентных пункта увеличилась доля чистой прибыли в сравнении с 2008 годом и составила в 2010 году 82,3%, причиной этому послужило уменьшение суммы уплаченных налогов, сборов и прочих платежей из прибыли. Однако по сравнению с 2009 годом доля чистой прибыли уменьшилась на 7,15 процентных пункта.

При проведении вертикального анализа самостоятельное аналитическое значение имеют следующие важнейшие показатели (приложение П):

1. Отношение прибыли от реализации к выручке, которое говорит о действительной рентабельности продаж. Этот показатель не испытывает влияния элементов, не относящихся к продажам, поэтому он позволяет наиболее точно оценить эффективность управления продажами в процессе основной деятельности организации. На анализируемом предприятии данный показатель в 2010 году составил 9% , что выше, чем в 2009 году, в котором он был равен 7,8%, и чем в 2008 году: на 3,3 процентных пункта. Увеличение доли прибыли от реализации можно объяснить увеличением выручки от реализации.

2. Отношение прибыли отчетного года к выручке. Этот показатель отличается от предыдущего тем, что его значение изменяется под влиянием не только доходов и расходов, возникающих в связи с реализацией предприятием основного вида деятельности, но и операционных и внереализационных доходов и расходов. Чем сильнее влияние последних, тем ниже качество и стабильность полученного конечного финансового результата. На исследуемом предприятия, однако, можно проследить положительную динамику данного показателя - за 2010 год он увеличился на 0,8%, что объясняется ростом доли внереализационных доходов в прибыли.

. Отношение чистой прибыли к выручке. Сопоставляя данный показатель с предыдущим, можно оценить влияние на рентабельность продаж налогового фактора. Данный показатель на предприятии остался практически неизменным.

Более полную информацию об изменении прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг является ее факторный анализ.

На изменение прибыли от реализации оказывает влияние изменение величины выручки от реализации, налогов и сборов, включаемых в выручку от реализации и себестоимости реализованных товаров, продукции, работ, услуг. Так как управленческие расходы и расходы на реализацию в ЧУПП «Прометей» равны нулю, прибыль от реализации и валовая прибыль имеют одинаковое значение (таблица 4).

Таблица 4 -Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции (товаров. работ, услуг) млн р.

Показатель

2010г.

2009г.

Отклонение

2008г.

Отклонение

1

2

3

4

5

6

Выручка от реализации продукции, работ, услуг (Вр)

51882

32173

19709

23097

28785

Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров. продукции, работ, услуг (Нв)

2181

2954

-773

3080

-899

Себестоимость реализованных товаров, продукции. работ, услуг (С)

44987

26723

18264

18680

26307

Страницы: 1 2 3 4

Кючевые разделы

Инвестиционные риски

Весьма часто предприятие сталкивается с ситуацией, когда имеется ряд альтернативных (взаимоисключающих) инвестиционных проектов. Естественно, возникает необходимость в сравнении этих проектов и выборе наиболее привлекательных из них по каким-либо критериям.

Инвестиционное финансирование

Финансирование инвестиций предусматривает определение источников денежных средств, а также выбор наиболее приемлемого способа финансирования. Естественно, что первым возможным источником могут выступить собственные средства.

Инвестиционная политика

Весьма часто предприятие сталкивается с ситуацией, когда имеется ряд альтернативных (взаимоисключающих) инвестиционных проектов. Естественно, возникает необходимость в сравнении этих проектов и выборе наиболее привлекательных из них по каким-либо критериям.