Укрепление бюджетного федерализма как стратегическая цель бюджетной реформы РФ

Страница 1

Все бюджеты РФ, входящие в бюджетную систему страны взаимосвязаны между собой в рамках межбюджетных отношений. Для формирования организационной системы управления бюджетным устройством страны и совершенствования межбюджетных отношений используется бюджетное регулирование. Большое значение для регулирования бюджетных отношений имеет бюджетный федерализм.

Бюджетный федерализм - это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере. [11]

Его реализация осуществляется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств. [14]

В настоящее время процесс создания бюджетного федерализма в России еще продолжается. Предстоит решение ряда проблем:

) полномочия всех уровней власти по расходам должны полностью соответствовать имеющимся у них полномочиям по доходам;

) передача расходов с бюджетов верхнего уровня на бюджеты нижнего уровня должна быть полностью компенсирована одновременно передаваемыми доходами;

) должны быть устранены встречные финансовые потоки, когда доходы, создаваемые на территории, изымаются в бюджет вышестоящего уровня, а затем в виде финансовой помощи, дотаций и субвенций передаются вниз;

) следует максимально сократить использование такой формы межбюджетных отношений, как средства, передаваемые по взаимным расчетам.

С этой целью следует:

более четко разграничить бюджетные полномочия между различными уровнями власти;

фиксировать в федеральных и региональных законодательных актах согласованные пропорции в совместных налогах;

создать более эффективный механизм корректировки диспропорций в формировании территориальных бюджетов;

создать механизм межбюджетных отношений, основанный на принципах прозрачности, гласности, равенстве возможностей получения помощи и льгот для всех территорий;

внедрить в практику формирования территориальных бюджетов нормативно-расчетные методы, основанные на разработке исполнительными органами власти и утверждении представительными органами власти минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм. [10]

Таким образом, актуальной является проблема расширения собственной доходной базы бюджетов регионов и местных органов исполнительной власти, что возможно при динамично развивающихся главных отраслях хозяйственно-экономического комплекса, при направлении инвестиций в больших объемах с участием зарубежных и российских инвесторов в дотационные регионы, при проведении активной работы контролирующих органов налоговой службы. Необходимо выделить приоритеты расходования бюджетных средств и определить статьи расходов, которые не являются первоочередными и могут быть сокращены в будущем.

Централизация доходов бюджетной системы, достижение сбалансированности бюджетов РФ и муниципальных образований не представляется возможным без постепенной децентрализации бюджетных средств через закрепление дополнительных налоговых источников за бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований. Требуемые бюджетные ресурсы должны рассчитываться на основе сопоставимых критериев и единых методик оценки расходных обязательств.

Для совершенствования межбюджетных отношений необходимо оказывать поддержку субъектам Федерации таким образом, чтобы оставить им стимулы к развитию собственных источников дохода; сделать схему группировки территорий по экономическим районам с учетом их экономического потенциала и природных условий более упорядоченной; совершенствовать механизм оказания финансовой помощи, ориентировав его на решение задачи горизонтальной сбалансированности бюджетов; ввести эффективный механизм предоставления инвестиций для выравнивания уровней социально-экономического развития регионов и т.д. [11]

Заключение

Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики. Бюджетное устройство страны определяется её государственным (административно-территориальным) устройством. Его характер в существенной мере зависит и от социально-экономического устройства. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи.

Бюджетная система РФ трехуровневая. Она основывается на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируется законодательством РФ и представляет совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Федеральный бюджет является ведущим звеном в бюджетной системе, формируемый, как централизованный финансовый фонд, с целью выполнения государством их обязанностей и обеспечения общегосударственных мероприятий. В структуре доходов бюджетов наибольшую долю занимают налоговые доходы. Доходы федерального бюджета за исследуемый период с 2007 по 2009 гг. сократились, и был обозначен дефицит бюджета, при этом расходная часть повысилась почти в два раза, что в наибольшей степени связано с ростом отчислений и трансфертов другим уровням бюджетной системы. Данный факт оказал положительное значение на результаты сложившихся показателей бюджетов субъектов и муниципальных образований. За данный период по бюджету Кировской области и города Кирова был сформирован профицит, что также характерно для внебюджетных фондов.

Страницы: 1 2

Кючевые разделы

Инвестиционные риски

Весьма часто предприятие сталкивается с ситуацией, когда имеется ряд альтернативных (взаимоисключающих) инвестиционных проектов. Естественно, возникает необходимость в сравнении этих проектов и выборе наиболее привлекательных из них по каким-либо критериям.

Инвестиционное финансирование

Финансирование инвестиций предусматривает определение источников денежных средств, а также выбор наиболее приемлемого способа финансирования. Естественно, что первым возможным источником могут выступить собственные средства.

Инвестиционная политика

Весьма часто предприятие сталкивается с ситуацией, когда имеется ряд альтернативных (взаимоисключающих) инвестиционных проектов. Естественно, возникает необходимость в сравнении этих проектов и выборе наиболее привлекательных из них по каким-либо критериям.