Понятие бюджета как экономической категории

Страница 1

Проводить экономическую и социальную политику государству помогает один из его механизмов, которым является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. [8]

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства, который дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления своих властных полномочий. Кроме того, бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет также фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Это предоставляет ему возможность выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Функции бюджетов заложены в их сущности, которые проявляются через их свойства. Основными функциями бюджетов являются:

распределительная функция бюджета;

перераспределительная функция ВВП;

регулирующая функция;

стимулирующая функция;

социальная функция;

функция планирования;

функция организации;

контрольная функция.

Распределительная функция бюджета проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. С помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическое развитие территорий и отраслей производства, социальную сферу. Регулируя экономическую сферу и отношения в ней, государство целенаправленно усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или снижает рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и предложения, регулирует социальное обеспечение членов общества. [4]

Перераспределительная функция национального дохода и ВВП проявляется непосредственно на стадиях образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки экономической сферы, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.

Регулирующая и стимулирующая

функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов, т.е. налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения и т.д. [6]

Бюджетные средства содержат социальную направленность,

проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Функция планирования бюджетов предполагает определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения; разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы; определение потребности денежных средств в целях финансового обеспечения функций, возложенных на органы власти, и решения задач, стоящих перед обществом и государством; разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных; разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год и др.

Функция организации бюджетов предполагает определение бюджетного устройства и бюджетной классификации; определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов; выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами; разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы; определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики; определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.

Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Контроль осуществляется за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды, за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.

Страницы: 1 2

Кючевые разделы

Инвестиционные риски

Весьма часто предприятие сталкивается с ситуацией, когда имеется ряд альтернативных (взаимоисключающих) инвестиционных проектов. Естественно, возникает необходимость в сравнении этих проектов и выборе наиболее привлекательных из них по каким-либо критериям.

Инвестиционное финансирование

Финансирование инвестиций предусматривает определение источников денежных средств, а также выбор наиболее приемлемого способа финансирования. Естественно, что первым возможным источником могут выступить собственные средства.

Инвестиционная политика

Весьма часто предприятие сталкивается с ситуацией, когда имеется ряд альтернативных (взаимоисключающих) инвестиционных проектов. Естественно, возникает необходимость в сравнении этих проектов и выборе наиболее привлекательных из них по каким-либо критериям.