Анализ финансового состояния торговой организации (на примере ОАО Торговый дом)

Финансы торговых организаций функционируют в рыночной экономике на тех же принципах, что и финансы всех других коммерческих организаций: хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, экономической заинтересованности, материальной ответственности, формирования финансовых резервов.

В то же время торговым организациям присущи отраслевые финансовые особенности. Прежде всего, - это особенности состава и структуры активов и капитала. В торговле активы представлены в основном оборотными активами (75-80% всех активов). В составе оборотных активов преобладают товарные запасы. В большинстве торговых организаций на их долю приходится более 80% всех оборотных активов. Для их формирования требуется соответствующий объем оборотного капитала.

В связи с недостаточностью собственного капитала торговые организации вынуждены привлекать в больших объемах заемный капитал в форме краткосрочных банковских кредитов, финансовых заимствований у других коммерческих организаций, а также в форме коммерческого (товарного) кредита - кредиторской задолженности перед поставщиками товаров. В структуре капитала российских торговых организаций доля заемного капитала составляет по отрасли в целом более 90%. При этом заемный капитал почти полностью представлен краткосрочными обязательствами.

Существенные особенности имеются в порядке формирования доходов, расходов и прибыли, а также в показателях рентабельности торговых организаций. Основным источником доходов в торговле являются реализованные торговые надбавки. Расходы по основному виду деятельности - продаже товаров - в торговле представлены издержками обращения.

Основным элементом бухгалтерской прибыли в торговле является прибыль от реализации товаров, которая формируется как превышение доходов от реализации товаров над издержками обращения. В подавляющем большинстве организаций на ее долю приходится более 90% (а в некоторых - все 100%) бухгалтерской прибыли.

Рентабельность в торговле принято оценивать следующими показателями: рентабельность товарооборота, рентабельность издержек обращения, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала.

Главным показателем объема деятельности в торговле является объем товарооборота - общая сумма проданных товаров. Различают оборот розничной торговой сети (розничный товарооборот), оборот оптовой торговой сети (оптовый товарооборот) и товарооборот предприятий общественного питания, который состоит из оборота по реализации продукции собственного производства и оборота по реализации покупных товаров.

Главным качественным показателем в торговле, как и во всех других сферах предпринимательской деятельности, является прибыль. Однако в отличие от производственной деятельности, где калькулируется себестоимость продукции, в торговле такого показателя нет. Есть показатель "издержки обращения" - сумма расходов, связанных с осуществлением торговой деятельности, то есть доведением товаров от производителей до потребителей. Показатель "издержки обращения" отличается от показателя "себестоимость продукции" тем, что в его состав не включается закупочная стоимость товаров (хотя в финансовой отчетности торговой организации (форма №2) как эквивалент этого показателя, показывается закупочная стоимость реализованных товаров).

Имеются также особенности оценки финансовой устойчивости и деловой активности торговых организаций. При определении типа финансовой устойчивости торговой организации принято сопоставлять не все ее оборотные активы, а самый большой их элемент - товарные запасы с источниками их финансирования. Поэтому наряду с показателем собственных оборотных средств важным показателем в торговле являются собственные оборотные средства в товарных запасах.

В последние годы издано большое количество учебной литературы по финансовому анализу. Предлагаемые в них методики ориентированы на некую абстрактную коммерческую организацию. Безусловно, выработанные экономической наукой теоретические основы финансового анализа применимы к организациям любой сферы деятельности, однако, в каждой отрасли имеются свои особенности, методики анализа финансового состояния организаций.

В данной курсовой работе рассматриваются теоретические основы финансового анализа в коммерческих организациях, приводится перечень и порядок расчёта коэффициентов, используемых для оценки их финансового состояния.

Во второй части работы дается интерпретация финансовых коэффициентов, применительно к торговым организациям и проводится анализ финансового состояния конкретной торговой организации - ОАО "Торговый дом".

финансовый анализ банкротство платежеспособность

 

Кючевые разделы

Инвестиционные риски

Весьма часто предприятие сталкивается с ситуацией, когда имеется ряд альтернативных (взаимоисключающих) инвестиционных проектов. Естественно, возникает необходимость в сравнении этих проектов и выборе наиболее привлекательных из них по каким-либо критериям.

Инвестиционное финансирование

Финансирование инвестиций предусматривает определение источников денежных средств, а также выбор наиболее приемлемого способа финансирования. Естественно, что первым возможным источником могут выступить собственные средства.

Инвестиционная политика

Весьма часто предприятие сталкивается с ситуацией, когда имеется ряд альтернативных (взаимоисключающих) инвестиционных проектов. Естественно, возникает необходимость в сравнении этих проектов и выборе наиболее привлекательных из них по каким-либо критериям.