Если проследить за тем, как менялись отношения собственности в экономике КНР, станет понятной и китайская логика межбюджетных отношений. С 1979 года в Китае проводится децентрализация управления хозяйством. По своей идеологии это сравнимо с активно обсуждаемым сегодня в России 131-м законом и выглядит как «делегирование прав вниз», но с широкими возможностями использования прибыли. Субъекты получили также право учреждать предприятия и регулировать их деятельность без вмешательства центра. Либерализация экономики по-китайски проявилась в переходе от подрядных отчислений к налоговым формам выполнения бюджетных обязательств. Сначала это вводилось в порядке эксперимента. Создаваемая в 80-х налоговая система основывалась на разветвленном способе налогообложения государственных, коллективных и частных предприятий, а также на льготной системе налогообложения для предприятий с долей иностранного капитала. До середины 90-х большая часть собранных с мест платежей направлялась в центр, который уже распределял трансфертные отчисления. Бюджетная реформа апеллировала к инициативе местных властей - помогать развитию производства на местах.
Налоговая система, введенная в 1994 году, вкупе с пореформенным законодательством дала рост частному сектору, выпустив из тени большую часть волостно-поселковых предприятий, считавшихся ранее коллективными, но на деле являвшихся семейно-клановыми. Установила единую для большинства предприятий ставку НДС, без преференций для привлечения иностранного капитала. Местные власти, имея собственную налоговую базу, несут ответственность за инвестиции в основные фонды, за социальную сферу, инфраструктуру, а также содержат полицию. Местным властям (как впрочем, и центру) определенный доход приносят внебюджетные поступления, отчисляемые, главным образом, с прибыли государственных предприятий.
Инвестиционные риски
|
Инвестиционное финансирование
|
Инвестиционная политика
|