Государственный финансовый контроль

Государственный финансовый контроль - феномен, имеющий глубокие исторические корни во всем мире. Ни одно государство в мире не отказывается от рычагов управления, т.е. целенаправленного воздействия на рыночные отношения, необходимые для поддержания социальной стабильности. Во всех цивилизованных демократических странах издавна сложились и достаточно успешно функционируют системы бюджетно-финансового и административного государственного контроля, имеется разветвленная сеть контрольных органов.

Однако, как показывает опыт создания подобных систем в экономически развитых странах, на этом пути встречается много сложностей, в первую очередь связанных с обеспечением надежности государственных гарантий соблюдения свободы предпринимательской деятельности, а также обоснованности и необходимости вмешательства государственных органов в финансово-хозяйственную деятельность экономических субъектов. Именно на признании права собственника на эффективное распоряжение принадлежащим ему имуществом базируется отношение демократического правового государства к финансовому контролю вообще и к государственному финансовому контролю в частности.

После распада СССР финансово-кредитная система во многом развивалась спонтанно, подчиняясь законам стихийного рынка, абсолютно не контролируемо со стороны государства, что, в свою очередь, привело к усилению теневой экономики, высокой безработице и инфляции, а также повсеместным поборам и взяточничеству государственных чиновников. Анализ динамики совершенных преступлений в финансовой сфере показывает, что без немедленного создания эффективного государственного механизма контроля и защиты государственных финансов невозможно преодолеть наиболее острые проблемы, требующие незамедлительного решения, к числу которых можно отнести низкий уровень доходов большинства населения, отсутствие должного финансирования государственных социальных программ, грабительская приватизация государственной собственности и многое другое.

Отказ государства от монополии на государственную собственность, приватизация предприятий, появление частного капитала, образование самостоятельных и независимых от государства банковской системы, рынка ценных бумаг, принципов кредитования, ценообразования, денежных расчетов и другие кардинальные изменения, происходящие в России, сформировали не только новую систему финансовых отношений, но и предопределили новое содержание большинства финансовых институтов, в том числе и института государственного финансового контроля.

Проблема развития и совершенствования государственного финансового контроля в современных рыночных условиях приобрела для государства одно из важнейших значений.

Проблема финансового контроля государства в условиях рыночной системы хозяйствования была поставлена и систематически разработана в классических трудах В.Зомбарта, Р. Гильфердинга, К. Реннера, Дж. Кейнса, А. Пигу, СТР. Витте, К. Викселя, В. Ойкена, Дж. Стиглера, М. Фридмена и др.

В современной России традиции прежней советской системы финансового контроля государства переосмысливают и пытаются соединить с опытом финансового контроля в условиях рыночного хозяйствования Э. Вознесенский, В. Геращенко, Ю. Данилевский, В. Видягин, В. Бурцев, Л. Дробозина, А. Илларионов, В. Кашин, В. Князев, А. Крикунов, Л. Овсянников, В. Пансков, О. Пилипенко, И. Лукасевич, В. Родионова, А. Руф, В. Рыбин, СТР. Лушин, А. Тавасиев, А. Шеремет, Д. Черник, СТР. Шохин и др. В работах этих исследователей проблема финансового контроля государства разрабатывается с позиции исторической преемственности, системности, всемерного учёта альтернативного зарубежного опыта.

Актуальность проблемы дальнейшего совершенствования системы государственного финансового контроля и повышения его эффективности на региональном уровне, ее несомненная теоретическая и практическая значимость и недостаточная степень разработанности определили выбор темы исследования, объекта и предмета исследования, постановку его цели и задач.

Цель исследования состоит в развитии теоретических и разработке методических основ повышения эффективности государственного финансового контроля.

Для достижения цели исследования потребовалось решить следующие задачи:

1. Определить теоретические основы организации система финансового контроля,

2. Провести анализ практики организации и проведения финансово-бюджетного контроля в департаменте финансово-казначейского управления Тюменской области.

. Сформулировать методологические основы финансово - бюджетного контроля,

. Сформулировать проблемы и актуальные направления развития финансово - бюджетного контроля в обеспечении эффективной экономической политики.

Объектом исследования выступает система государственного контроля и деятельность финансовых контрольных органов.

Предметом исследования являются организационно - экономические методы, инструменты и технология государственного финансового контроля.

Теоретической и методологической основой дипломного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и практиков в области государственного, региональной экономики, государственного контроля и финансов.

I. Теоретические основы организации система финансового контроля

Кючевые разделы

Инвестиционные риски

Весьма часто предприятие сталкивается с ситуацией, когда имеется ряд альтернативных (взаимоисключающих) инвестиционных проектов. Естественно, возникает необходимость в сравнении этих проектов и выборе наиболее привлекательных из них по каким-либо критериям.

Инвестиционное финансирование

Финансирование инвестиций предусматривает определение источников денежных средств, а также выбор наиболее приемлемого способа финансирования. Естественно, что первым возможным источником могут выступить собственные средства.

Инвестиционная политика

Весьма часто предприятие сталкивается с ситуацией, когда имеется ряд альтернативных (взаимоисключающих) инвестиционных проектов. Естественно, возникает необходимость в сравнении этих проектов и выборе наиболее привлекательных из них по каким-либо критериям.